Кактусная полка Бунакова

 предыдущая статья   домой   кактусы   следующая статья 

«Пейотовые сады» Южного Техаса: Кризис сохранности?

«Cactus and Succulent Journal (US)» vol. 67 (1995) march-april #2 Edvard T. Anderson


peyote Более чем четверть миллиона американских индейцев используют кактус-пейоте (Lophophora williamsii), как таинство причастия во Всенародной Американской (Pan-Native American) религии называемой Исконная Американская Церковь (1) (Native American Church). Эта честная — полностью легальная религия охватывает аборигенов повсюду в Соединённых Штатах и Канаде. Почти вся пейоте съедаемая в их церемониях происходит из «пейотовых садов» в местности под названием — Mustang Plainsii (2) на юге штата Техас, что было тщательно задокументировано Morgan (1976, 1983) и Morgan и Stewart (1984). Федеральные законы и законы штата Техас позволяют сбор и использование пейоте аборигенам в их религиозных церемониях.

 Происхождение Исконной Американской Церкви (ИАЦ) довольно сложное и читатели могут обратиться к отдельным детальным отчётам, о том как современная пейоте-религия возникла в конце девятнадцатого века путем взаимного слияния традиционных церемоний индейцев и христианства, как в Мексике, так и в США (Anderson, 1980; Stewart, 1989).

 Эта статья описывает длительные взаимоотношения испано-язычных сборщиков пейоте — «peyoteros» в южном Техасе и членов ИАЦ, так же как и воздействие многих лет сбора головок «peyote» или «button» в пределах ботанич. зоны Tamaulipan (3) Thorn Shrub (зона произрастания типичного тамаулипанского колючего кустарника).

 Многие наблюдатели сообщают, что пейоте-популяции очень сильно сократились в размерах (Morgan and Stewart, 1984; Jerry Patchen, pers. comm.(4); Salvador Johnson, pers. comm; Jackie Poole, pers. comm.). Будет ли продолжение сбора этого растения для религиозных целей вести к серьёзным проблемам его сохранности? Будет ли пейоте продолжать оставаться доступной для индейцев в обозримом будущем?

 Недавно я имел возможность возвратиться в южный Техас, где я собирал и изучал популяции пейоте более чем 30 лет тому назад. Я встретил испано-язычных пейотерос, посетил их сушильни и говорил с лидерами ИАЦ. Я также проверил участки с пейоте, где растения, по рассказам, были собраны примерно пятью годами раньше.

 Пейоте имеет широкое распространение в северной Мексике, пересекает Rio Grande и встречается в Техасе (Anderson, 1980). Хотя пейоте и появляется в западном Техасе вблизи Национального Парка Big Bend, но наиболее обширная площадь его произрастания в пределах США — это устье реки Pekos на юге и в восточном направлении — почти до города Brownswille. Главная область в которой собирают пейоте на коммерческой основе это округи Starr, Jimm Hog, Webb и Zapata, гланым образом вдоль западного Bordas Escarpment (5), равнины Aguilares, и ущельям Rio Grande (Morgan and Stewart, 1984). Более 90% этих земель имеют частных владельцев и хорошо огорожены.

 Испано-язычные пейотерос и некоторые индейцы собирали пейоте в пределах этого региона в течении более чем 100 лет. До 1960-ых годов главная область сбора этих растений была в более северной части, главным образом в округе Webb по соседству с Mirando City. Фактически, первые пейотерос состовляли небольшую общину расположенную несколько южнее Mirando City называемую — Los Ojuelos.

 Покинутый много лет назад, маленький городок сейчас отстраивается заново. Испано-язычные пейотерос и индейцы развили близкое родство, которое сохранилось до сих пор.

Amada Cardenas  Дом Amada Cardenas, которая является старейшей из пейотерос, расположен на краю Mirando City. Он стал важнейшим религиозным местом для индейцев, которые посещают эту местность для пейоте-церемоний проводимых либо в «hogan», либо в «tipi»(6). Amada Cardenas сейчас 90 лет, она родилась в Los Ojuelos и стала пейотерос в 1933 году. Она известна большинству индейцев, как «Mom» (7), часто она снабжает Road Chiefs (руководителей церкви) особенно выдающимися экземплярами пейоте, что бы они служили как «Отец Пейоты» в церемониях проводимых ими.

 Пейоте растущий в её саду, также высоко почитается. Она и другие пейотерос в северной части «страны пейоте» главным образом продают высушённую пейоте. Раньше пейотерос работали немного южнее вокруг Rio Grande City; и они имели дело в основном со свежим или «зелёным» пейоте, но некоторую часть также хорошо высушивали.

 Пейотерос должны получать лицензию, как в «Texac Department of Public Safety» (8), так и в «Drug Enforcement Administration» (9) (DEA) федерального правительства США, оплачивая ежегодные сборы в 5$ и 400$ соответственно (S. Johnson, pers. comm.; Jerry Patchen, pers. comm.). Они должны сохранять точные отчёты о количестве собранной и проданной пейоты за каждый год.

 Ответственное лицо от пейотерос, берёт в аренду право на сбор пейоте от землевладельца. Типичная арендная плата составляет сумму в 800-1000$ за разрешение на работу на маленьком ранчо в течении 30 дней (J. Johnson, pers. comm.). Договор аренды на пользование ранчо площадью несколько тысяч акров будет стоить намного дороже. К сожалению, некоторые пейотерос пренебрегают разрешением для сбора на частных землях. В таких случаях землевладельцы сильно досадуют из-за их самоуправства. Незаконное нарушение границ частной собственности приводило к особенно большим проблемам в 1960-ые и 70-ые годы, когда не индейцы, а «хиппи» или члены наркотических культов приезжали в южный Техас в поисках пейоте. Они часто нелегально разбивали лагеря и имели большие наркотические вечеринки на частных землях. Их грубые нарушения законов о частной собственности, в паре с их пристрастием к тяжелым наркотикам, послужили мотивом для многих владельцев ранчо к полному закрытию их земель для всех посетителей, включая пейотерос и членов ИАЦ. Эти «хиппи» не возвращались в последние годы.

Salvador Johnson В настоящее время в южном Техасе работают 11 пейотерос. Каждый собирает и продаёт около 200.000 головок пейоте в год (Salvador Johnson, pers. comm.). Однако производительность колеблется, как от человека к человеку, так и от сезона года. Для примера, никто из них не рискует собирать растения в течение охотничьего сезона в штате Техас, так как слишком опасно бродить по кустарникам, из-за возможных ошибок со стороны охотников ищущих в том же густом кустарнике многочисленных белохвостых оленей. Один из пейотерос — Salvador Johnson из Mirando City занимается сбором пейоте более чем 30 лет. Он работает на всём пространстве северного региона распространения лофофоры в южном Техасе, на площади примерно от 200.000 до 300.000 акров (10) (примерно 80.000 - 120.000 гектаров) и собирает более чем 300.000 головок пейотля в год. Он утверждает, что он и четыре других рабочих могут собрать около 30.000 головок на 25 акрах (примерно 10 гектаров) земли, примерно в течении 5-ти часов — если растения имеются в изобилии. Требуются примерно 10 дней для того, что бы высушить собранные головки, которые он продаёт по 15-17 центов за штуку. Размер головки не влияет на цену, как для штата, так и для федерального закона имеет значение, только число собранных и проданных штук. Таким образом, Salvador может заработать 150-170$ за 1.000 сушёных головок, плюс к этому ещё 5$ за доставку этой тысячи. Цены за сушёную пейоте неуклонно повышаются. В 1966 году её стоимость была 15$ за тысячу головок, но она поднялась до 80$ за тысячу к 1981 году (Morgan and Stewart, 1984). Таким образом цена её удвоилась в течении последних 10 лет.

 Antony Davis, также известен как Белый Гром (11), ему 83-года и он религиозный глава племени Пани (12) (Pawnee Road Chief) и Президент ИАЦ США в Техасе. Anthony, давний член Церкви, говорит (pers. comm.) что ежегодная потребность всех ветвей ИАЦ в США и Канаде на головки пейоте составляет 5-10 миллионов штук.

 К сожалению, пейотерос южного Техаса поставляют намного меньшие количества от этих нужд.

 Если они собирали бы так много этих головок, то каким был бы долгосрочный эффект для природной популяции? Фактически, какое воздействие имеет их нынешний сбор в количестве двух миллионов головок в год?

 Я посетил популяцию в Las Islas Ranch на севере округа Starr. Ранчо в настоящее время закрыто для посторонних, включая пейотерос, многочисленными высокими заборами и запертыми воротами. Область которую мы посетили, никогда не была распахана и содержала естественную растительность, с густо растущими mesquite (13) и другими естественно растущими кустами. Никаких пейотерос не было на этой земле, находящейся в частной собственности, в течении более чем 3 лет. Я исследовал многочисленные растения и обнаружил, что приблизительно у половины из них головки были ранее собраны. При обычной технике сбора урожая нужно использовать плоский остро заточенный совок или мачете, которое должно быть осторожно протолкнуто чуть ниже почвы, что бы отрезать верхушку растения от корневой системы. Если головка удалена на уровне земли, её регенерация у растения проходит сравнительно быстро, обычно одной или более головками растущими от первоначальной корневой системы. Новые верхушки появляются через менее, чем 2 месяца, если растение находится в состоянии активного роста.

 На участке Las Islas многие растения лофофоры с одной или двумя головками, большинство из которых в диаметре менее чем 5 см (2 inch.). Несколько больших экземпляров были найдены растущими под большими деревьями mesquite. Пейоте, кажется, способны замечательно быстро восстанавливаться — в случае применения надлежащих техник сбора урожая, которые практикуют пейотерос.

 Какое будущее у пейоте собираемого в южном Техасе? Долгосрочный прогноз, если нынешние условия будут продолжаться — мрачен. Важно то, что наиболее серьёзную опасность для пейоте — это не сбор её пейотерос, они фактически хорошие защитники природных ресурсов и ответственно относятся к своим средствам существования. Они тщательно относятся к сбору и берегут природную популяцию для того, что бы иметь устойчивый доход. Члены ИАЦ, в свою очередь, зависят от пейотерос, для них нет других легальных источников их святых даров. Некоторые из них, вероятно, путешествуют на юг Техаса, для сбора своих собственных растений, но большинство не могут себе позволить такие расходы времени или средств.

peyote Две наиболее серьёзные угрозы продолжению поставок пейоты — это выпахивание земель и закрытие ранчо для пейотерос. Эти два действия владельцев земли весьма понятны, так как они хотят сделать свои земли экономически продуктивными, так же как и защитить себя от судебных исков. Земля поросшая кустарником содержит множество змей и других опасностей, и в случае судебного процесса владельцы боятся возможности исков, если кто-нибудь будет покалечен или убит на их земле. Охота стала существенным источником дохода для многих землевладельцев, группы охотников платят за разрешение находиться на территории этих ранчо в течении зимнего охотничьего сезона. Земля находящаяся в частной собственности, была закрыта для того, что бы дичь находящаяся там могла размножиться, и для предотвращения браконьерства и для уверенности, что только те, кто заплатили будут находиться на частной земле. Тщательно продуманные, высокие изгороди были построены для ограничения передвижения оленей.

 В последние годы постоянно растёт число индейцев приезжающих для посещения «пейотовых садов», которые почти полностью находятся на частной земле — огороженной и обвешанной плакатами о запрещении входа на территорию частного владения. Некоторые индейцы оскорблены запрещением посещения мест, где растёт их важнейшее «лекарство», это создаёт серьёзные трения между ними и владельцами земли.

 Вспашка — единственное средство для землевладельца при подготовке земли для нагула рогатого скота. После вспашки земля засеивается различными травами. Конечно, при этом вся естественная растительность фактически уничтожается, за исключением Opuntia engelmanii. Она очень быстро размножается при перепашке — вегетативным путём и во многих местах формирует почти непроходимые заросли.

 Так как все больше и больше земли распахивается или отгораживается заборами, постоянно увеличивается давление на те оставшиеся популяции пейоте, которые остаются доступными. Месторождение пейоте не может быть повторно обрезано в течении по крайней мере 5 лет, но часто пейотерос не могут ждать так долго, если потребность на головки такая большая. Таким образом, все более мелкие и ещё мельче верхушки растений собираются и продаются по всё более высокой цене.

 По всей видимости, имеются 3 пути для облегчения возможной нехватки пейоты в пределах ближайшего будущего. Ни один из них не является лёгким, и любая комбинация из них может быть возможна.

 Сперва, усилия должны быть сделаны, что бы убедить владельцев земли позволить пейотерос иметь право легально собирать пейоте на их частной земле путём арендных договоров или разрешений. Землевладельцы Техаса очень остро чувствуют то, что их земли частные. Переговоры могут быть трудными, но если некоторые из них позволили бы тщательно контролируемый сбор урожая, тогда возможно другие последовали бы их примеру. К несчастью, образ пейоте как наркотика сильнее, чем образ как священного лекарства, и его трудно рассеять. Это неудачное последствие наркотического культа и его прихода в Техас для сбора и потребления пейоте.

 Во вторых, могли бы быть начаты переговоры с правительствами Мексики и США о дозволении импорта высушенного пейоте из Мексики, где запас его все ещё богатый. Это обеспечило бы доход для мексиканских сборщиков и испано-говорящих американцев служащих импортёрами и дистрибьюторами. Однако, в настоящее время Мексика имеет законы более ограничительные относительно владения и использования пейоте, нежели чем в США. Возможно, что новое NAFTA (14)-соглашение и больший интерес обоих правительств к совместной работе, может по крайней мере обеспечить хотя бы возможность обсуждения относительно данной проблемы. И в третьих, действия по спасению могли бы быть предприняты в сотрудничестве с владельцами земли, которые распахивают свои поля. Если они могли бы разрешить пейотерос собирать полностью растения пейоте, до их разрушения плугом, то тогда собранные растения могли бы быть введены в культуру. Подходящие поля с охраной могли бы быть найдены и тогда такая деятельность принесла бы доход и землевладельцам, и сборщикам, и тем кто будет выращивать растения. Эти растения хорошо растут в культуре, хотя лишь немногие пейотерос и индейцы были склонны к размножению их в масштабах крупнее, чем небольшие садики из пейоты на заднем дворе — полагая, что дикие популяции никогда не будут исчерпаны. К сожалению, это не так.

 Пейоте не является опасным наркотиком, который губит индейцев, как это сделал алкоголь. Достаточно того, что он является священным растением, имеющим историю использования в более чем 6.000 лет. Он используется только лишь для религиозных церемоний и как лекарство. Он не вызывает пагубного пристрастия, и даже не причиняет никаких вредных побочных результатов. Он наиболее важное лекарство для индейцев. Их религия, в которой пейоте используется как святой дар — высоко моральна и серьёзна. Любой, кто провёл длинную ночную церемонию пения, молитв и посредничества — может затем испытывать лишь уважение и восторг. Серьёзные усилия должны быть предприняты для того, что бы поставки пейоты для членов ИАЦ продолжались.


Библиография

  • Anderson, E. F. 1980. Peyote: the divine cactus. University of Arizona Press, Tucson.
  • Morgan, G. R. 1976. Man, plant, and religion: Peyote trade on the Mustang Plains of Texas. Ph. D. dissertation, University of Colorado.
  • ------------------ 1983. The biogeography of peyote in south Texas. Bot. Mus. Leafl., Harvard Univ. 29:73-86.
  • Morgan, G. R., and O. C. Stewart. 1984 Peyote trade in south Texas. Southwest. Hist. Quart. 86:269-296.
  • Stewart, O. C. 1989. The peyote religion: a history. Univ. Of Oklahoma Press, Norman.


 

Примечания:
1. Native American people — это собственно индейцы и мне кажется правильнее перевести —Native American Church— как —Церковь Индейцев (наверх)
2. Долина Мустангов (наверх)
3. Tamaulipas — один из штатов в Соединённых Штатах Мексики. (наверх)
4. pers. comm. — личное (устное) сообщение (наверх)
5. более подробно о географии Техаса — www.tsha.utexas.edu (наверх)
6. «Так, у южно-атапасского племени навахо отмечены жилища типа кибитки, чума &mdash хоган.
... меномини в Северной Америке представляет собой род юрты из коры, а у индейцев омаха (там же) их жилище типи также можно назвать конической юртой». (наверх)
7. «Мамочка» (наверх)
8. «Техаский Департамент Народной Безопасности» :) (наверх)
9. «Агентство по контролю за наркотиками» (наверх)
10. 1 acre=0,405 hectare (наверх)
11. White Thunder (наверх)
12. Среди племён индейцев «Великой равнины» (The Plains Indians) — существуют племена — Арапахо (Arapaho), Блекфут (Blackfoot), Шайены (Cheyenne), Команчи (Comanche), Кроу (Crow), Айова (Iowa), Омаха (Omaha), Осаги (Osage), Пани (Pawnee), Сю (Sioux), Вичита (Vichita). (наверх)
13. mesquite — 4 вида растений из рода Prosopis все с колючками, вырастают размером от кустарника до дерева. Наиболее распространённый вид — P. glandulosa. Заросли его сейчас занимают в Техасе от 5 до 6 миллиона акров. Более подробно — www.rra.dst.tx.us (наверх)
14. NAFTA — North American Free Trade Agreement. Североамериканское соглашение о свободе торговли. Межгосударственный пакт о взаимном регулировании тарифов и условий торговли между Канадой, США и Мексикой. Подробнее — www.americana.ru (наверх)

 предыдущая статья   домой   кактусы   следующая статья 


TopList

Hosted by uCoz