Мексиканская кактусная этноботаника:
Вклад кактусов в выживание аборигенов Baja California
Введение:
Пустыня Сонора, одна из величайших в мире, расположена на
северо-западе Мексики и на юго-западе США. Несмотря на то, что она является
наиболее засушливой зоной на Американском континенте, она приютила огромное
количество видов животных и растений. Эти организмы хорошо адаптировались
к низкой влажности, высокой солнечной радиации и высоким окружающим
температурам. Пустыня Сонора была домом для многих этнических групп, некоторые
из них до сих пор ещё существуют, некоторые угасли, но все они владели
мастерством выгодно использовать окружающие их природные ресурсы. Переоткрытие
того, как Индейские культуры могли использовать ресурсы пустыни, представляет
огромный интерес. И поэтому, этнобиология эта наука, которая изучает не только
ныне существующие индейские популяции, но и те которые вымерли. Полуостров
Baja California это часть пустыни Сонора. К сожалению, только недавно стало
понятна вся важность изучения этого полуострова. Из-за того, что он относительно
изолирован, большинство из ведущих научных и исследовательских институтов
Мексики исследуют его биологическое разнообразие, антропологию, географические
и культурные аспекты.
Этноботаника полуострова:
Этнобиология полуострова практически неизвестна, в основном из-за
того, что представительные этнические популяции исчезли столетие назад. Три
основные этнические группы распознаны антропологами: «Cochimies»
распространённые с середины полуострова до его севера; «Pericues»
живущие на оконечности полуострова, и «Guaycuras», живущие между
регионами занятыми Cochimies и Pericues.
Очень мало информации можно восстановить о стратегии выживания
индейцев Baja California. Благодаря хроникам написанным миссионерами (которые
присутствовали на полуострове в 17-ом и 18-ом веках)
мы можем получить доступ к некоторым из этих стратегий. К сожалению, эти
хроники не могут представить нам доступ к полным знаниям индейцев и поэтому
являются своего рода «надводной частью айсберга» мудрости погибшей
вместе с ними.
По сравнению с этнобиологией Baja California, этноботаника кактусов
намного интереснее. Это важная группа растений хорошо представлена в флоре
полуострова и в большинстве случаев представляет наиболее очевидную
растительную биомассу. Семейство кактусов включает в себя более чем 1200 видов
растений, 120 из которых найдено в Baja California и на прилегающих островах.
Имеются исторические упоминания об интенсивном использовании
кактусов индейцами Baja California. Во многих случаях кактусы являлись для них
необходимым условием для выживания.
Растения для индейцев были источниками пищи, лекарств, оружия и
инструментов. Очень трудно представить, как бы индейцы жили без преимуществ
даруемых им растеньями пустынь. Хотя их жизненные условия казались примитивными
для вновь прибывших Европейцев, правда в том, что индейцы были полностью
адаптированы к жизни в пустыне.
Они были способны выживать, извлекая максимум пользы из доступной
им пищи и следуя законам природных экосистем в которых потоки энергии и
материалов постоянно рециркулируются.
Индейцы Baja California расходовали ресурсы путём безупречного,
интегрального способа, используя побочные продукты сбора урожая с высокой
степенью эффективности. Они разработали специальную местную практику подобную
&laqu;второму урожаю» плодов Stenocereus thurberi или «pitahaya».
Baegert который находился в Baja California с 1750 до 1768, комментировал эту
практику в его «News of the America peninsula of California».
«Здесь я хочу просить соизволения наиболее благопристойных читателей для
того, что бы доложить Вам о совсем ужасном и мерзостном: Я рассказываю всё это
из-за того, что оно показывает не только нищету Калифорнийских людей, но и их
прожорливость, и так же мерзость в которой они живут... питахайя содержит
большое количество маленьких семян подобных крупицам пороха, и желудок, я не
знаю почему, не переваривает их и пропускает их неповреждёнными. Для того, что
бы использовать эти крупицы во время плодоношения питахайя, они (индейцы)
собирают экскременты и отделяют семена, обжаривают и съедают их, отпуская шутки.
Испанцы называют это второй урожай».
Не только Baegert упоминал об этом обычае. В 1738 году Fray Pedro
Gandiaga отметил, что «второй урожай является обычной практикой среди
индейцев северного полуострова». Существует много информации об этой
практике и факт даже то, что миссионеры ели получающийся в результате
«pinole» (размельчённые обжаренные семена). Восприятие миссионерами
культуры полуостровных Индейцев очевидно из их хроник. Неправильное понимание
описываемых ими обычаев приводило к созданию негативного образа полуостровных
Индейцев. К сожалению, этот образ сохранился до наших дней. Второй урожай был
реальным фактом (и это не является случаем копрофагии) и их обычаи ни в коем
случае, не должны дискредитировать местные этнические группы. В противоположность
это показывает высокую степень приспособляемости, замечательную перекрёстную
связь между человеком и пустыней, и даёт нам наилучшее доказательство
культура кактусов была традицией рождённой необходимостью.
Индейцы Baja California использовали возможности даваемые кактусными
плодами в течение почти всего года потребляя либо семена, либо плоды. В таблице
представлены различные сезоны, на которые делили год эти этнические группы в
зависимости от кактусов, которые они использовали.
|
|
|
Название сезона у Cochimi |
|
|
Соответствующие месяцы |
|
|
Кактусы |
|
|
|
Mejibo |
|
Часть Июня, Июль и часть Августа |
|
Stenocereus thurberi |
|
|
Amada-appi |
|
Часть Августа, Сентябрь и часть Октября |
|
Opuntia sp. Stenocereus thurberi Stenocereus gumosus |
|
|
Amada-appi-gal-la |
|
Часть Октября, Ноябрь и часть Декабря |
|
Stenocereus gumosus Stenocereus eruca* |
|
|
Meyihel |
|
Большая часть Декабря, Январь и часть Февраля |
|
Stenocereus eruca* |
|
|
Meyiben |
|
Конец Февраля, Март и часть Апреля |
|
Lophocereus schottii Ferocactus sp. Pachycereus pecten-aboriginum |
|
|
Meyiben-maayi |
|
Конец Апреля, Май и часть Июня |
|
Lophocereus schottii Ferocactus sp. Pachycereus pringlei |
|
* В очень ограниченном районе (Reygadas and Velazquez, 1983).
Сладкие и кислые pitahayas (Stenocereus thurberi и Stenocereus
gumosus) были наиболее важными кактусами использовавшимися местными племенами,
как источник пищи, хотя они также использовали почти все другие кактусные плоды.
Некоторые упоминания (Del Barco и Clavijero в 18-ом веке) показывают, что
аборигены ели плоды «nopal» (Opuntia sp.), «garambullo»
(Lophocereus schottii), «cardon» (Pachycereus pringlei и
Pachycereus pecten-aboriginum) и «biznaga» (Ferocactus sp.).
Индейцы съедали все эти плоды (с более бедным вкусом по сравнению с
«pitahaya») и обжаренные и молотые их семена («pinole»).
Обе pitahaya предпочитались аборигенами по двум причинам
за их отменные вкусовые качества и из-за большего количества плодов, которые
с лёгкостью можно было собирать в соответствующие сезоны. В течении всего
«pitahaya сезона» (называемого по-испански
«privanza») жизнь Индейцев становилась сравнительно лёгкой, из-за
того, что их дневной рацион базировался на потреблении собранных плодов.
«Privanza» была временем развлечений и отдыха. Del Barco описывает
это так: «Время сбора pitahaya было подобно сезону сбора винограда.
В это время аборигены становились счастливее, чем в течение остального года.
Три месяца сбора pitahaya (Del Barco цитирует Salvatierra) были подобны
карнавальному времени в некоторых регионах Европы. Аборигены проводили время
в вечеринках, танцах, встречах между отдалёнными родами, проводя ночи напролёт
за забавами и шутками...»
Del Barco описывает технику сбора урожая: «Для сбора pitahaya,
они используют длинные палки с прикреплёнными на конце костяными крючками...
они кладут плод на сухую землю и удаляют колючки маленькой палочкой... первое,
что они делают это наедаются до тех пор, пока не утоляют
свой голод и затем уже они возвращаются домой, собирая плоды для своих детей
или самих себя». Тот же миссионер излагает, как эти ресурсы использовались
на их полный потенциал: «Если в конце сезона pitahaya не было дождя,
то фрукты высыхали на деревьях и опадали. Аборигены собирали эти сухие pitahaya
и относили в свой лагерь для сохранения на будущее, если они не нуждались в еде
тот час же».
Очевидно, что в целом, кактусные плоды были пищевым сокровищем
для полуостровных Индейцев. Эти плоды были так важны, что они использовались,
как дары когда впервые встречали голодных, мучаемых жаждой
Европейцев. В 1596 году Vizcaino подтверждает это: «Сегодня, Индейцы
принесли мне в подарок некоторые плоды. Там были pitahaya и другие круглые
маленькие плоды...» Vizcaino описывает приобретённые обычаи у моряков
и колонистов, которые нуждались в смене их однообразной диеты: «Вместо
хлеба, они используют маленькие кучки чёрных семян размолотых между камней,
некоторые из этих людей варят похлёбку с этими семенами и она имеет вкус
подобный кофе... они также выращивают плоды nopal. На вкус они подобны
винограду и из них получается хорошая приправа». (Mathes и Cota, 1980).
Эти «маленькие чёрные семена» были, конечно же, семенами cardon
(Pachycereus sp.). Кактусные плоды были также источником
естественных медикаментов против большинства обычных заболеваний колонистов
и моряков. Venegas (1943) писал «Миссионеры были вынуждены миновать
гавань Cabo San Lucas из-за её узости и продолжили движение к бухте San Bernabe.
На этом галлеоне очень много людей чувствовали себя плохо из-за болезни Loanda,
единственным спасением от которой было сойти на берег и есть pitahaya, кислые
плоды и свежее мясо». (Matches 1979) Сейчас уже известно, что болезнь
Loanda (а по-русски цинга), происходит от недостатка
витамина «C» и это была обычная болезнь которая появлялась
у моряков в течении долгих океанских переходов. Перенимая некоторые из местных
пищевых традиций, миссионеры и колонисты упрочняли (совершенно неумышленно)
первую адаптацию традиционного использования кактусов новыми обитателями
полуострова. Кактусы с этого полуострова, использовались помимо пищевого
применения ещё и для многих других целей. Согласно некоторым отцам-миссионерам,
кактусы были полезны для аборигенов как стулья для современного человека.
Baegert описывает использование cardon так: «Калифорнийские индейцы
залезали на этих ужасных монстров для того, что бы собрать немного безвкусных
плодов или для поиска места, где есть олени. И их совершенно не заботило то,
что эти деревья целиком раскачивались под тяжестью их веса».
В дополнение мы обнаружили, что в отношения подобные военным,
у этих людей включались кактусы как символические элементы большой важности.
В 1720 г. Bravo, Ugarte и Guillen писали об этом: «Покидая это ранчо,
мы видели растения pitahaya целиком разрушенные и сокрушённые. Некоторые побеги
этих растений были воткнуты в почву вместе с грудой заострённых палок. Наши
индейские друзья объяснили это, как путь предупредить нас, что мы являемся
врагами и нам объявлена война». Последующие хроники, не только позволяют
нам взглянуть на ответ аборигенов вызову чуждой им Христианской культуры,
но и показывают нам всю огромную силу, которой обладают кактусы как невербальные
символы.
Сокрушение растения pitahaya означало уничтожение источников пищи.
Не было лучшего пути объявить неприязнь или даже войну против рода, племени
или в данном случае против иностранцев.
Очевидно, что отношения между людьми и кактусами были очень важны
на этом полуострове в течении всей до-Испанской эпохи. Кактусы давали плоды,
символы и магию для коренного населения, которое использовало всё это с пользой.
Эти отношения начали умирать с приходом Христианства. Интродукция кукурузы и
других злаков и круп, пресекла древние практики такие как
«второй урожай» и спровоцировало трансформацию местных обычаев.
Эти изменения в «modus vivendi» индейцев, связанные с ошибкой
миссионеров не принёсших эффективных альтернативных путей выживания, были
акторами, которые в конце привели к вымиранию почти всех людей с
«Полуострова Кактусов». |