Пейот взгляд с другой стороны
Синев И. Е., Москва, Россия
Жизнь человека всегда изобиловала проблемами и стрессами и
неудивительно, что еще с доисторических времен человек пытался заглушить
свои тревоги с помощью наркотических или галюциногенных средств. В
Средиземноморье таким средством был алкоголь, в историческую эпоху
распространившийся вместе с римской культурой по всей Европе.
В Индии опиум. На Ближнем Востоке
конопля, у таежных народов Сибири и Канады
гриб мухомор, у древних иранцев хаома
мандрагора, у инков листья коки, у китайцев и
японцев опять алкоголь, и т. д.
К традиционным наркотикам, употребляющимся издревле, население
адаптируется. Новые наркотики долгое время собирают обильные жертвы. В
Греции или Италии вас не поймут, если вы назовете там вино наркотическим
средством алкогольной группы. А среди Кольских саами, ненцев, нивхов и
других народов Крайнего Севера алкоголь в процентном отношении собирает
жертв больше, чем героин среди населения Нью-Йорка. Нам, жителям
«алкогольной» зоны, кажется, что опий и его производные намного
разрушительнее, чем водка. Однако сравните, если представится возможность,
количество наркоманов в Афганистане и Пакистане и количество опустившихся
запойных алкоголиков в нашем отечестве. Последних окажется неизмеримо
больше. Среди прочих выводов это говорит также и о том, что процесс
адаптации нашего этноса к алкоголю еще не завершился.
В то же время жителям мусульманских стран чрезвычайно опасным
представляется именно алкоголь. Сам пророк Мухаммед учит в Коране, что
«первая капля вина убивает» В некоторых мусульманских странах,
например, в Саудовской Аравии, алкоголь запрещен также сурово, как другие
наркотики в Европе и США. В странах смешанных культур правоверные мусульмане,
имеющие желание выпить и не лишенные чувства юмора, опускают в бокал с алкогольным
напитком мизинец, а потом стряхивают с него каплю напитка. По их мнению,
это та самая первая капля, которая убивает. Остальные капли можно спокойно
употребить, не нарушая никаких запретов, поскольку о них великий пророк
ничего не сказал.
Учитывая громадную протяженность Американского континента,
естественно предположить, что в разных частях его местное население
оттягивается по-разному, используя местные средства. У некоторых индейских
племен на территории нынешней Мексики наиболее ценился и ценится поныне
«пейот» галюциногенное средство, получаемое из
хорошо известного кактусоводам кактуса Lophophora williamsii.
Он распространен в Северо-восточной Мексике и в южных приграничных с Мексикой
районах Техаса. Внешне это небольшое растение диаметром до 8 см,
шаровидной формы со сглаженными ребрами и без колючек. Цветки мелкие, розовые,
появляются в течение всего влажного периода, то есть летом. Они самоопыляющиеся,
поэтому быстро созревающие плоды, представляющие собой мелкие удлиненные
красные ягоды, также появляются из шерстистого темени растения в течение
всего лета. (Эти сведения по биологии относятся к условиям природной
среды. В коллекциях, особенно на подоконниках, пейот цветет редко, а плоды
часто появляются на следующий год). Плоды малосемянные в
среднем одна ягода содержит 5-10 круглых черных семечек, однако
бывает и больше, и меньше. Размеры подземного реповидного корня больше надземного
стебля. Корень обладает свойством сокращаться в сухой период и втягивать в грунт
надземный стебель.
Среди ботаников не прекращаются споры относительно того, какое
количество видов содержит род Lophophora. Кто-то считает этот род
монотипным, другие выделяют в нем 6 видов. Но в данном случае нас (да и не
только нас) интересует именно пейот Lophophora
williamsii. Есть предположения, что этот вид был известен местному населению
и широко применялся им уже несколько тысяч лет назад. Причина такой популярности
кроется в галюциногенных свойствах этого кактуса, который, помимо прочего,
является культовым растением так называемой «Новой Американской церкви»,
объединяющей почти исключительно крещеных индейцев, не желающих
отказываться от вековых обычаев, и латиноамериканцев. Lophophora
williamsii содержит лофофорин, мескалин и ряд других алкалоидов, причем
более 50% от их общего количества составляет мескалин.
Существует обширная литература, посвященная пейоту. Однако, на
наш взгляд, совершенно неправильно называть этот кактус наркотическим, а
содержащиеся в нем алкалоиды наркотиками. Это типичные галюциногены,
не вызывающие патологического привыкания и наркотической зависимости.
Для получения необходимого эффекта принимают, то есть
пережевывают, 15-20 «батончиков» или, если нужен
буквальный перевод, «пуговиц» (от американского
«buttons» сплющенных после высушивания
круглых побегов пейота). Если они мелкие, то до 25. Воздействие
пейота на психику достаточно подробно описано в литературе. Человек,
«принявший дозу», начинает ощущать слуховые и зрительные
галлюцинации в состоянии бодрствования. Зрительные галлюцинации отличаются
красочностью и фантастичностью, изменяется геометрия пространства.
Одновременно человек испытывает ощущения бодрости, прилива сил,
чувство превосходства.
Пейотеро, сборщики пейота, собирают, отрезая ножом, только
верхние части стебля кактуса, не трогая корень. Это позволяет
эксплуатировать природные популяции кактуса без ущерба для его
численности. Кактус, обрезанный впервые, в течение года образует один или
несколько побегов шаровидной формы диаметром 2-4 см. На следующий год
пейотеро срежет уже эти побеги. Разумеется, что новые побеги не всегда
успевают достичь зрелости, зацвести и дать семена, но и кактус не
погибает. Хотя при слишком интенсивной эксплуатации растения проявляют
признаки деградации они образуют много очень мелких побегов,
которые уже непригодны для употребления. Это явление отмечается многими пейотеро,
которые утверждают, что средний размер «батончиков» за последние 20 лет
заметно уменьшился. В среднем один пейотеро собирает за сезон не менее 10
тысяч побегов, которые после сушки становятся плоскими. В старину, когда
спрос был небольшим и к религиозным торжествам готовились загодя, пейот
сушили на солнце, и есть основания считать, что такая сушка более
качественная. Однако в настоящее время технология интенсифицирована
пейот сушат над огнем, раскладывая для этого срезанные побеги в
своеобразные редкие решета, в которых и осуществляется процесс.
Причину, по которой применяют только сухой пейот, показал
эксперимент в Пархайском ботаническом саду суккулентов сектора
лекарственных и декоративных растений Туркменской Опытной станции
Генетических Ресурсов Растений (пос. Кара-Кала, республика Туркменистан),
проведенный в августе 1993 г. по инициативе студентов-ботаников и
аспирантов МГУ. В Пархайском ботаническом саду (с 1996 г. сад не
функционирует), специализацией которого были кактусы и другие пустынные
растения, содержалось большое количество растений пейота, которые успешно
развивались и размножались. Студенты, проходившие здесь практику,
прочитали модную в то время книгу Кастаньеды об обычаях индейцев яки.
Однако, зная о количестве дозы 17
«пуговиц» они не знали о необходимости
предварительной обработки сушки пейота. В результате
вскоре после начала эксперимента один из добровольцев, ощущая сильный
рвотный рефлекс от сырого пейота, отказался от участия в эксперименте, а
второй аспирантка смогла принять
по той же причине меньше половины дозы, что тем не менее составило
более 170 граммов. Подопытная не испытала
галлюцинаций. Однако некоторое воздействие на психику все же имело место.
В частности, она ощутила полную отрешенность от окружающего мира и
сообщила, что в состоянии без сожаления уйти из жизни или покончить жизнь
самоубийством. Однако не имеет никаких намерений предпринимать хоть
какие-либо шаги в этом направлении. Через несколько часов подопытная, все
время эксперимента находившаяся под наблюдением врача и специалистов сада,
вышла из этого состояния.
Необходимо отметить, что в Мексике в южной части ареала пейота
он соприкасается с ареалом другого вида лофофоры
Lophophora fricii, который внешне очень мало отличается
от Lophophora williamsii, но среди индейцев считается
священным растением, на сбор и использование которого наложен запрет.
Как писал известный чешский сборщик кактусов А. Фрич
(именем которого назван этот кактус), если кто-нибудь из пейотеро по
ошибке собирал Lophophora fricii, делалось жертвоприношение
с целью умилостивить этот кактус, который индейцы называли «господином всех
лофофор». Исследования биохимического состава объяснили происхождение
этого обычая. Оказалось, что вид содержит крайне незначительное количество
мескалина. А более 95% общей суммы алкалоидов составляет пеллотин, который
не имеет галюциногенных свойств, но обладает высокой нейротоксичностью. По
характеру воздействия на организм человека пеллотин напоминает стрихнин.
Одно крупное растение «Господина всех лофофор» содержит почти
смертельную дозу этого ядовитого алкалоида.
Еще одним ядовитым видом лофофоры является Lophophora diffusa,
распространенная в Центральной Мексике, где культ пейота неизвестен.
Наиболее активные борцы с наркотиками, американцы, в 60-х гг
прошлого века законодательно запретили в Техасе и ряде других южных штатов
США культивирование и употребление пейота. Поскольку США, страна
демократическая, запрет коснулся и бывшего в то время президентом страны
Линдона Джонсона, имевшего довольно большую коллекцию кактусов на своем
ранчо в Техасе. Однако в первую очередь запрет ударил по коренному
населению, для которого употребление пейота являлось древним обычаем,
имевшем к тому же культовое значение. Кроме сакрального, лофофора имела
для местных индейцев также чисто бытовое значение как универсальное
лекарство от всех болезней. В 70-х гг ушедшего столетия американские
фармацевты предприняли изучение антибиотических свойств лофофоры.
Оказалось, что вытяжки из тканей пейота эффективно подавляли большинство
болезнетворных микроорганизмов, в т. ч. различные штаммы золотистого
стафилококка.
Именно в запрете пейота наиболее ярко проявилась определенная
дискриминационная составляющая американской антинаркотической политики.
Пейот, как уже упоминалось выше, не вызывает наркотического привыкания, не
разрушает личность. Религиозные церемонии, сопровождающиеся приемом
пейота, происходят крайне редко, иногда раз в год. В то же время алкоголь,
разрушающий психику и здоровье миллионов людей, в США не запрещен ни к
применению, ни к экспорту, в том числе в страны с иной наркотической
культурой. Борьба с наркотиками в США не может не вызывать уважения,
однако борьба с наркотиками за пределами национальной территории США
зачастую является дискриминацией местных культур, в которых употребление
определенных наркотиков является частью традиционной культуры местного
населения. В условиях низкого уровня жизни и недостаточного
медикаментозного обеспечения населения иногда только наркотики в состоянии
облегчить участь больных. Нечто подобное происходило, например, в
Советском Союзе, где тысячи людей, больных тяжелыми неизлечимыми формами
рака, умирали в диких мучениях, не получая от государственной медицины в
необходимых количествах обезболивающих средств и не имея возможности
достать их на стороне. Официально разрешенная доза обезболивающих давала
лишь кратковременное облегчение страданий. В этой конкретной ситуации, как
это ни парадоксально на первый взгляд, в более благоприятных условиях
оказывалось население Среднеазиатских республик СССР, где, с одной
стороны, медицинское обслуживание было ужасным даже по советским меркам,
но, с другой стороны, всегда можно было достать опий.
Выше мы не случайно напомнили читателям об опасности, исходящей
от новых наркотических средств. Большую опасность представляют и
галюциногены. Дело вовсе не в том, что, войдя во вкус, можно захотеть
попробовать что-нибудь покрепче, а дальше пошло-поехало
в этой ситуации первыми ломаются тормоза. Дело в том, что галюциногены сами
по себе могут оказать сильнейшее негативное воздействие на
психику грубо говоря, крыша
может поехать. Нелишне напомнить тем, кто читал книгу Кастаньеды, что Дон
Хуан не сразу дал пейот автору, а предварительно целый год бродяжничал с
ним, готовя его, изучая его, рассказывая ему что-то необходимое. Мы же
часто сталкиваемся с ситуацией, когда к нам приходят, говорят «дай»
и суют деньги, зная только название предмета своих вожделений. Мы бы хотели
предостеречь в особенности молодых людей от экспериментов со своей
психикой. Если у вас есть склонность к депрессивным состояниям, если вы
наяву воспринимаете даже экстремальные сновидения и, тем более, придаете
им важное значение, если вы недостаточно контролируете свое поведение в
состоянии алкогольного опьянения, прием галюциногенов вам категорически
противопоказан результат может оказаться противоположен
ожидаемому. Так что, прежде, чем употребить что-то новенькое, подумайте
как следует, а нужно ли это вам?
Может, лучше пивка?
Взято из журнала «Кактусы и другие
сухолюбивые растения» 2001 № 6(8), стр. 16-18. |